Клуб ответственного родителя
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 18 л.1):
- «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
- Семейный кодекс РФ (ст. 63):
- «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».
Ответственное родительство – совокупность родительских качеств, чувств, знаний и навыков, касающихся воспитания, развития ребенка с целью обеспечения процесса формирования здоровой и зрелой личности. Ответственному родительству как деятельности, как и всем видам деятельности, надо учиться. В этом и необходимо педагогическое сопровождение. Как известно, семьёй невозможно управлять извне, семьей невозможно руководить со стороны. А сопровождение семьи возможно и необходимо. Ни отец, ни мать не откажутся от высококвалифицированной педагогической помощи в решении проблемных вопросов в воспитании.
12 ПРИЗНАКОВ ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
- Адекватная самооценка – дело семейное. Формируется она, как и прочие основы личности, рано, по мнению Э. Берна, до 6-летнего возраста. Это достигается проявлением безусловной любви (любви без всяких условий, а не при наличии хорошего поведения), восприятием ребенка как другой отдельной личности.
- Ответственные родители говорят: “мой ребенок заболел” или “он пошел в первый класс”, а созависимые говорят “мы переболели корью”, “мы пошли нынче в первый класс”. В слове “мы” нет восприятия ребенка как другого человека, отдельного от родителя. Это неуважение к личности ребенка. Позитивные послания, замечания весьма способствуют высокой самооценке ребенка.
- Ответственные родители подбадривают ребенка в том, чтобы он сам делал выбор. Так формируется навык решения проблем.
- Дети ответственных родителей вырастают уверенными в себе (это не одно и то же, что самоуверенными), с большими личностными ресурсами, способными принимать на себя ответственность. Это имеет отношение к профилактике зависимости, поскольку зависимость (алкогольная, наркотическая) – это болезнь безответственности.
- Если матери и отцы научились быть ответственными родителями (а родительству можно учиться!), то вместо демонстрации своего превосходства над детьми они показывают, как можно полагаться на самого себя. И дети верят в свою компетентность.
- Ответственные родители убеждены, что они сами нисколько не лучше, не выше, но и нисколько не хуже, не ниже в человеческом достоинстве, чем их дети. Дети в подобных семьях вырастают в уверенности своего равенства с другими людьми по чувству собственного достоинства.
- Взаимное уважение – вот руководящий принцип ответственных родителей. И тогда родители не устраивают таких ситуаций, конфликтов, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Постоянное чувство вины не является социально полезной эмоцией, как верят многие люди. Только взрослые люди, не мучимые чувством вины, могут уважать своих родителей, уважать себя. Без чувства вины лучше налаживаются контакты с другими людьми.
- Дети ответственных родителей доверяют другим людям. Неудивительно, что люди их любят.
- Ответственные родители смело обнаруживают свое несовершенство перед детьми (нет в мире совершенства!), придерживаются реалистических стандартов как для себя, так и для детей. Родители сами не упускают из виду свои сильные стороны, свои реальные достоинства и сфокусированы на сильных сторонах детей. Родители терпеливы и не очень озабочены своим имиджем родителя или образцовой семьи перед другими. Поддержание имиджа ведет к утрате своего собственного я. Точка отсчета должна быть внутри, а не вовне. Мало ли что скажут другие. Важна собственная уверенность.
- Дети ответственных родителей фокусируют внимание на конкретной жизненной задаче. У них нет страха, что не справятся, что их ждет провал, как на это посмотрят другие. Дети склонны рассматривать свои ошибки как вызов себе, пытаются сделать то же самое снова и снова с учетом урока из ошибок и добиваются успеха. Юноши из таких семей имеют мужество испытать себя в новых обстоятельствах.
- Дети ответственных родителей гораздо более терпимы к другим, чем дети созависимых родителей. Созависимые родители ошибочно полагают, что любое желание ребенка должно быть выполнено (другая крайность – запрещено). Часто я слышала от родителей фразу: “Ребенок у меня на первом месте, он для меня человек номер один, я сама у себя на десятом месте”. Попадать в рабство к ребенку тоже не стоит. Это опасно, поскольку научает ребенка не уважать права других. В этом есть опасное послание: быть эгоцентричным – нормально.
- Ответственные родители учат своих детей собственным примером тому, что все люди важны, достойны, включая родителей. Осознавать себя достойными людьми – значит не попадать в ситуацию, когда родители становятся половой тряпкой, о которую дети могут вытирать ноги. Быть ответственным родителем – значит иногда говорить ребенку “нет” и уважительно относиться к его “нет”
Язык ответственных родителей содержит такие фразы:
- Я так горжусь тобой.
- У тебя это дело получилось так хорошо.
- Покажи мне, как ты это делаешь.
- Ты и вправду оказываешь мне большую помощь.
- Что ты об этом думаешь?
- Я уважаю твое мнение.
- Мне действительно очень нравится тот способ, как ты это сделал.
- Это свидетельствует, как много труда ты в это вложил(а).
- Я понимаю твое огорчение, я знаю, как ты старался.
Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое?
Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».
Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает Клуб «Ответсвенного родительства».
Что такое ответственное родительство?
В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.
По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.
Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:
Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.
Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей.
Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.
Какие права имеет ребенок?
- жить и воспитываться в семье;
- знать, кто является его родителями;
- на проживание совместно с ними и на заботу с их стороны;
- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
- на всесторонне развитие;
- на уважение человеческого достоинства;
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации;
- на выражение собственного мнения;
- на получение фамилии, имени, отчества;
- на получение средств на существование и на собственные доходы;
- на получение образования;
- на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений;
- на обеспечение своих интересов родителями (опекунами), на защиту своих прав и законных интересов.
Родители обязаны:
- содержать своих детей независимо от доходов, дееспособности и трудоспособности.
- заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей
- обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
- обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
РОДИТЕЛИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В УЩЕРБ ПРАВАМ И ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ, НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУСМОТРЕННУЮ АДМИНИСТРАТИВНЫМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- предупреждение;
- наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда
ст. 73 Семейного Кодекса Российской Федерации
- ограничение родительских прав
ст. 69 Семейного Кодекса Российской Федерации
- лишение родительских прав
ст.156 Уголовного Кодекса Российской Федерации
- штраф от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
- ограничение свободы сроком до 3 лет.
Последствия лишения родительских прав:
Родитель, лишенный родительских прав, утрачивает все права, основанные на факте родства с ребенком:
- на воспитание;
- на представление и защиту интересов ребенка;
- на истребование от других лиц;
- на дачу согласия на усыновление;
- на алименты от своих совершеннолетних детей;
- на дачу согласия на совершение сделок детьми в возрасте от14 до 18 лет;
- на наследование по закону.
Кто обязан защищать права ребенка?
- Родители (опекуны, попечители, приемные родители),
- Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- Органы опеки и попечительства,
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Органы внутренних дел;
- Органы прокуратуры;
- Учреждения социальной защиты населения;
- Учреждения образования;
- Органы здравоохранения.
ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН ИЛИ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, КОТОРОМУ СТАЛО ИЗВЕСТНО ОБ УГРОЗЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА ОБЯЗАН СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ В ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА!!!
Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты». "Россия семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы?"
«СЕМЬЯ – МОЙ ГЛАВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ»
Предлагаем вашему вниманию видео- и аудиоролики, макеты наружной рекламы, а также интернет-баннеры различного формата направленных на популяризацию:
- продвижения традиционных семейных ценностей: https://vk.com/public186391565?w=wall-186391565_8839
- многодетной семьи: https://vk.com/public186391565?w=wall-186391565_8840
Материалы для родителей по основам детской педагогики и психологии
Данные материалы нацелены на активизацию родительских навыков и умений, а также повышению Вашей компетентности в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия дошкольного учреждения.
КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОСНОВАМ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Департаментом образования и молодежной политики Сургутского района совместно с Общероссийским общественным движением «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» организованы курсы по основам детской психологии и педагогике «Родительская школа», целью которых является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.
Проведение курсов будет осуществляться каждую пятницу в БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет», ул. Энергетиков, д. 22, аудитория 2Б с 17.00 до 19.00 часов. Кроме того, запланировано проведение прямых трансляций в социальной сети «Instagram» с аккаунта @roditelskaia_shkola.
Приглашаем родителей (законных представителей) принять очное и заочное участие в курсах «Родительская школа».
Цель деятельности курсов:
- повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;
- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.
Задачи курсов:
- создать единое образовательное пространство «Дошкольное учреждение – Семья»;
- познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики и детской психологии;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм общественно-семейного взаимодействия;
- оказать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольника;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Правовой основой организации курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:
- Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;
- Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
- Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ»;
Видеолекции для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике:
- Актуальные вопросы детской психологии.
- Возрастные психологические особенности обучающихся (начальная школа)
- Особенности детско-родительских отношений в православной среде
- Семейные традиции и ценности Российской семьи».
- Особенности детства начала 21 века
- Морфофункциональные особенности детей от 0 до 18 лет
- Проблема периодизации психического развития
- Формирование ответственного и позитивного родительства
Советы родителям:
- Укрепляем здоровье семьи
- Стили семейного воспитания
- Готовность ребенка к обучению в школе
- Создание портфолио
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Рекомендации родителям по развитию семейного чтения
- Современная семья: возможности и проблемы ее уклада
- Играем с мамой
- Игры с пуговицами
- Художник в памперсах
- Что делать, если ребенок не говорит
- Родительский лекторий
- За годом год
- Помогите ребёнку укрепить здоровье!
- Счастливое детство - безопасное
- Что нужно знать родителям о прививках
- Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях
- Игры, которые можно провести дома
- Роль развивающих игр для детей 3-4 лет
- Уроки вежливости
- Пять рецептов от гнева
- Влияние родительских установок на развитие детей
- Если ваш малыш дерется
- Как вести себя родителям с гиперактивым ребенком
- Роль отца в воспитании ребенка
- Капризы и упрямство
Консультация для родителей: «Как разумно воспитать в ребенке осторожность»
Консультация для родителей: «Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»
Консультация для родителей: «Как воспитать осторожного ребенка»
Консультация для родителей: «Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее»
Консультация для родителей: «Последствия строгого воспитания ребенка»
Консультация для родителей: «Как воспитать уверенных и счастливых детей»
Памятки для родителей «Как воспитать у дошкольников самоуважение и уверенность в себе»
- Страница инструктора по физическому воспитанию Ковальчук Галины Ивановны
- Страница инструктора по физической культуре (плаванию) Рыщук Наталии Петровны
- Страница инструктора по физической культуре Рамазановой Фатимы Магарамовна
- Страница учителя-логопеда Агаповой Анжелики Васильевны
- Страница учителя-логопеда Замогильной Марины Сергеевны
- Страница учителя-логопеда Ивановой Натальи Александровны
- Страница учителя-дефектолога Ивановой Натальи Александровны
- Страница учителя-дефектолога Сафаровой Эльвины Рафисовны
- Страница учителя-дефектолога Шаймухаметовой Регины Расиховны
- Страница педагога-психолога Склеминой Ларисы Леонидовны
- Страница педагога-психолога Эмиргамзаевой Аминат Лавретовны
- Страница музыкального руководителя Кравчик Натальи Анатольевны
- Страница музыкального руководителя Мокрушиной Александры Юрьевны
- Страница социального педагога Шапарь Натальи Федоровны
- Страница воспитателя по основам финансовой грамотности Азизовой Элены Шихкеримовны
- Страница воспитателя по обучению игре в шахматы Азизовой Элены Шихкеримовны
- Страница воспитателя по обучению игре в шахматы Багманян Марине Микаеловны
- Страница воспитателя по легоконструированию и робототехнике Арслановой Раисы Хуббатовны
- Страница воспитателя Абдуллаевой Шанесиб Пирмагомедовны
- Центр ППМС помощи #ПОД КРЫЛОМ "АИСТА"
- Консультационный центр
Портал «Играемся»: https://www.igraemsa.ru представляет:
- развивающие компьютерные игры
- развлекательные игры
- обучающие игры разной степени сложности
Сайт «Всё для детей!» http://allforchildren.ru представляет:
коллекцию учебных материалов, развлечений для детского отдыха и развития
Сайт «Развивающие игры для детей»: http://malysh.club представляет:
- Все игры
- Внимательность и память
- Мышление и логика
- Познавательные игры
- Пазлы
- Головоломки
- Раскраски
- Для малышей
- Игры про цвета
- Игры про формы
- Логические игры
- Простые пазлы
- Раскраски для малышей
- Головоломки
- Математические игры
- Интересные разделы
- Найди отличия
- Соедини по номерам
- Раскраски по цифрам
- Лабиринты
- Новогодние игры
Сайт «Теремок»: http://teremoc.ru/index.php представляет:
познавательные игры, логические игры, игры на развитие памяти, внимания.
Детский образовательный ресурс «Айкьюша»: https://iqsha.ru представляет:
развивающие игры для детей от 2 до 7 лет
Портал «Чудо-Юдо»: https://chudo-udo.info предлагает:
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования вы являетесь полноценными участниками образовательных отношений. Согласно исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и ученых, 86% успешного воспитания ребенка зависит от семьи и только 14% — результат работы детских садов, влияния окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На помощь вам придут детские порталы “Играемся” и "Развивающие игры для детей", где представлены обучающие игры разной степени сложности.
Развивающие компьютерные игры заинтересуют и удержат внимание ребёнка.