Инклюзивное образование
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их родителей.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в дошкольном общеобразовательном учреждении.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные детские сады и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Самые распространенные вопросы
Многие родители с подозрением и настороженностью относятся к инклюзивному образовании. Они задают один и те же вопросы:
Что будет дальше с этими «особенными» детьми? Всё равно они не будут такими, как все. Так зачем, тогда все это?
Особый ребенок вполне может успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Мы не можем заранее, знать удастся ли особенному ребенку развиться до такой степени, что бы окружающие считали его «таким как все». Но мы можем и должны дать ему шанс! Ребенок ходит в детский сад, т.е. живет, как и большинство дошкольников, и все это ценно само по себе.
В детском саду, есть образовательные занятия, дисциплина, «особенному» ребенку, будет очень сложно. И я не вижу пользы от общения моего ребенка с «особенным»?
Часто особенные дети интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться взаимодействовать и общаться. Для дошкольников еще нет разницы особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с «особенными детьми», так же как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.
В дальнейшем в школе, у «особенных детей» больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети, будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут насмехаться, всегда будут готовы придти на помощь.
Воспитатель больше внимания уделяет «особенным» детям тратит на них больше времени, в итоге страдают нормальные дети, они недополучают внимания и знаний.
Особых детей не должно быть больше 1-2х человек в группе, тогда для остальных будет только полезен этот опыт, всё зависит от позиции воспитателя. Наряду с этим, в нашем детском саду к «особенным» детям прикреплен волонтер, или психолог. Всегда помимо воспитателя присутствует человек, готовый придти на помощь «особенному» ребенку.
Не влияет ли негативно на обычных детей их совместное пребывание с проблемными «особенными» детьми?
Ребенок будет взрослеть, и ему придется встречаться со всякими детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Проблемных детей становиться все больше, поэтому они встретятся обычному ребенку в любой школе. Наконец наша страна увидела эту проблему и стали ее решать, а не делать вид, что проблемы не существует.
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.
- При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
- В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Локальные акты регламентирующие особенности образовательного процесса по осуществлению коррекционно-развивающей деятельности
В МБДОУ д/с "Аист" функционирует центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Родители могут обратиться к специалистам Центра ППМС помощи в удобное время, согласно графика работы специалистов Центра.
Для получения помощи в рамках работы Центра ППМС помощи родителю необходимо заполнить заявление / согласие на оказание помощи.
При отсутствии положительной динамики у обучающегося при получении помощи в течение 6 месяцев - психолого-педагогический консилиум (ППк) рассматривает вопрос о направлении обучающегося на обследование территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Сургусткого района (ТПМПК) (официальный сайт).
Информация о проведении экспертами отдела диагностики и консультирования (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) горячей телефонной линии по вопросам деятельности территориальной психолого – медико – педагогической комиссии Сургутского района.
Телефон горячей линии: 8(3462)74-73-74
Центр ППМС помощи
Прежде чем обследоваться на ТПМПК, ребенок должен получать помощь специалистов Центра ППМС помощи детского сада в течение 6 месяцев, для отслеживания динамики развития.
Документы и бланки ниже.
1. Закон РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
5. Положение о центре ППМС помощи в МБДОУ д/ с "Аист"
6. заявление на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
7. согласие на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
9. План деятельности специалистов центра ППМС помощи на 2024-2025 уч.г.
10. График работы центра ППМС помощи в МБДОУ Аист на 2024-2025
Центр ППМС помощи. Документы
Уважаемые родители! |
|
Искренняя заинтересованность взрослых-родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских отношений. Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистов:
Если у Вас нет возможности посетить наш Консультативный центр, то Вы можете позвонить по телефону: 8 (3462)74-32-48 У Вас есть возможность присылать электронные письма с вопросами, наши специалисты предоставят информацию на Ваш адрес электронной почты, форма обратной связи представлена в разделе: Обратная связь и виртуальная приемная
Вы можете получить консультацию по вопросам:
Если Вы считаете, что помощь нужна Вашему ребенку, то наши специалисты помогут
выявить:
проанализировать:
В консультационном центре детского сада организована работа по вопросам адаптации и интеграции детей мигрантов, а также детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком. |
|
Порядок обращения в Консультационный центрАлгоритм действий родителей (законных представителей) при обращении в Консультационный центрРодитель (законный представитель) может обратиться за консультацией удобным для него способом:
Родитель (законный представитель) может обратиться за получением:
Родитель (законный представитель) для получения услуг содержательного консультирования пишет заявление на оказание консультативной помощи, в котором также дает согласие на обработку персональных данных и заключает договор о сотрудничестве с руководителем Консультационного центра в лице заведующей. Конкретное содержание консультационной услуги, ее формат и продолжительность определяется при обращении за получением услуги, исходя из потребностей получателя. Консультационная услуга может быть оказана очно и дистанционно. Родитель (законный представитель) для получения консультационных услуг вправе не предоставлять персональные данные и получить услугу анонимно. Консультационный центр не оказывает помощь детям. Максимально возможное вовлечение ребенка – его присутствие во время оказания услуги его родителям (законным представителям), если иным образом невозможно осуществить присмотр за ним во время оказания консультационной услуги. |
|
Деятельность Консультационного центраТПМПК Сургутского района |
|
|
|
Удовлетворенность родителей качеством услуг
|
|
Консультационный центр. Документы
Ранняя помощь детям и их семьям – это комплекс мероприятий и услуг, оказываемых детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей (законных представителей), детей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц, членов семьи, в целом социальной адаптации детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.
К детям, нуждающимся в ранней помощи, относятся дети в возрасте от рождения до трех лет по следующим критериям:
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлена задержка физического, психического развития или стойкое нарушение функций организма и ограничений жизнедеятельности;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в организациях (учреждениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, выявленные организациями (учреждениями) социального обслуживания, здравоохранения, образования;
- дети, родители (законные представители) которых обеспокоены их физическим, психическим развитием и поведением.
Ранняя помощь для детей старше трех лет может пролонгироваться до 7-8 летнего возраста по ежегодному решению консилиума организации (учреждения), предоставляющей услуги ранней помощи, с целью закрепления положительной динамики социального, эмоционального, поведенческого развития ребенка.
Порядок оказания услуг ранней помощи
- первичное обращение родителей (законных представителей) а организацию, оказывающую услуги ранней помощи
- прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.
- определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуального маршрута ранней помощи (далее – ИМПР); первичный прием, междисциплинарный консилиум;
- разработка ИМПР;
- реализация ИМПР;
- промежуточная и итоговая оценки результативности реализации ИМПР;
- пролонгация или завершение реализации ИМПР.
В МБДОУ д/с «Аист» создана Служба ранней помощи детям с целью оказания методической, диагностической, консультативной, информационно-просветительской помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего Учреждения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции в отклонении в развитии. Служба ранней помощи предназначена для оказания помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений и их родителям (законным представителям) (далее «Детей с нарушениями развития (риском нарушения»)
Основными задачами Службы ранней помощи являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития риском нарушения);
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
На консультацию к специалистам можно записаться по телефону: 8(3462)74-32-48, 8(3462)74-22-83
- Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 года N 1839-р «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1506/1194-р/1985 от 29 декабря 2017 года «Об организации ранней помощи ХМАО-Югре»
Ментальные нарушения у детей раннего возраста
ТПМПК консультация для родителей Играем развиваем
Триада Младенец родитель педагог
Эффективные практики ранней помощи
Дидактические игрушки до 1 года
Календарь игр от 0 до 3 месяцев
Календарь игр от 4 до 6 месяцев
Календарь игр от 7 до 9 месяцев
Служба ранней помощи. Документы
Целью деятельности Консилиума является разработка системы психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и инди-видуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей и подростков
Психолого-педагогический Консилиум. Документы
-
- Служба медиации является социальной службой, которая объединяет участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ д/с «Аист» (далее - ДОУ).
- Допускается создание Службы медиации (примирения) только из педагогов и специалистов ДОУ. В работе Службы могут участвовать представители родительской общественности.
- Служба медиации (примирения) является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, возникшие между участниками образовательных отношений. Результаты работы Службы медиации (примирения) и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту.
- Служба медиации (примирения) является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться, в Службу медиации (примирения), а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации, ДОУ может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
- Служба медиации (примирения) действует на основании действующего законодательства: Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», ФЗ РФ № 193-ФС «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации) и Положения о службе медиации (примирения) МБДОУ д/с «Аист»